ГОЛОВИН Александр Яковлевич [17.02 (1.03).1863, Москва, — 17.04.1930, Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], советский театральный художник, народный артист РСФСР (1928), действительный член петербургской АХ (1912).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства». Жил в Москве (до 1901) и в Петербурге. Испытал влияние стиля «модерн». В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка (см. Абрамцево), где работал в майолике и дереве. Ранние театральные работы Г. отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Коровина («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Г. оформлял также спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (опера Мусоргского «Борис Годунов», 1908; балет Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль Г. сложился в 1910-е гг. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, Г. тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Работы Г. приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). В советское время Г. оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927, «Отелло» Шекспира, 1930, — оба во МХАТе). Г. писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей русской культуры (Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей, Ленинград; В. Э. Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажи и натюрморты.
* * *
ГОЛОВИН А.Я. Автопортрет.
ГОЛОВИН, Александр Яковлевич - известный живописец-декоратор и портретист. Родился в 1863 г., в дворянской семье. В 1878 г. поступил в Катковский лицей, где прошел лишь 4 класса, затем перешел в полтавскую гимназию. В 1882 г. поступил в школу живописи, ваяния и зодчества, где первоначально обучался на архитектурном отделении. По совету Прянишникова перешел в живописный класс. В 1889 г. написал картину на соискание серебряной медали - "Снятие со креста", но медали не получил. В 1889 - 96 годах работал у Томишко. Экспонировал на устроенной Репиным выставке картины "Ведьма" и "Щемит" (1894). В 1895 - 99 годах путешествовал по Италии. В 1897 г. ездил в Испанию. В 1898 - 99 годах работал с К. Коровиным для кустарного отдела парижской выставки. С 1900 г. отдался театральной декорационной живописи. Экспонировал в "Мире Искусства". Из декорационных замечательных работ Головина заслуживают особого внимания: "Ледяной дом" и "Волшебное зеркальце" для опер Корещенки , декорации для "Псковитянки" Римского-Корсакова (1901), "Руслана и Людмилы" (1902), "Провинциалки" Тургенева (1903 - 04), "Золота Рейна" Вагнера (1905), "Кармен" Бизе (1906), "Бориса Годунова" Мусоргского (1907, в дягилевской постановке в Париже), "Жар-Птицы" Стравинского (в той же постановке) и пр. Из портретов Головина наиболее известны: барона Фелейзена, поэта М.А. Кузмина , Д.С. Стеллецкого, Шаляпина в роли Бориса Годунова (в музее Александра III ).
ГОЛОВИН А.Я. Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад". Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Москва (1916-17 г.).