Артур ЖОРЖИ Брага Мелу Тейшейра. Родился 13 февраля 1946 года в Порту.
Карьера игрока: «Академика», «Бенфика», «Белененсеш» (все — Португалия). Лучший футболист Португалии (1967). Лучший бомбардир чемпионата Португалии (1971 и 1972). Тренерская карьера: 1979-1980 — «Белененсеш», 1980-1981 – «Гимараинш», 1981-1983 — «Портимоненсе», 1983-1990 — «Порту» (все — Португалия), 1990-1992 — сборная Португалии, 1994-1995 — «Бенфика» (Португалия), 1996—сборная Швейцарии, 1991-1994,1998-1999— «Пари Сен-Жермен» (Франция), 2002-2003 — «Академика». Достижения: обладатель Кубка европейских чемпионов (1987), трехкратный чемпион Португалии (1985, 1986,1994), чемпион Франции (1994).
Вена. Май 1987 года. Финал Кубка европейских чемпионов. Этот матч до сих пор остается своеобразной визитной карточкой Артура Жоржи-тренера. Его «Порту» уже удивил, добравшись до финала. Чтобы попасть туда, надо было пройти в полуфинале киевское «Динамо». Те два матча у нас наверняка помнят многие. Киевляне, годом ранее с блеском взявшие Кубок Кубков, были в Европе — и это не преувеличение — футбольным эталоном. «Порту» воспринимался просто как неплохая команда. В итоге эталон был бит дважды с одинаковым счетом — 2:1. Причем видевшие встречи клуба Валерия Лобановского с клубом тогда еще не очень известного в мире специалиста Артура Жоржи согласятся: бит, что называется, по игре.
А в финале «Порту» достался другой эталон — «Байерн», руководимый другим футбольным гуру, Удо Латтеком. Все складывалось для мюнхенцев вроде бы нормально. В середине первого тайма Людвиг Кегль головой счет открыл — и, казалось, португальские сенсации закончились. Отнюдь. Во втором тайме Артур Жоржи выпустил на поле бразильца Жаири, и тот на 77-й минуте сделал пас в штрафную. А алжирец Рабах Маджер преобразовал этот пас ударом пяткой в один из лучших голов в истории футбола. Буквально через три минуты уже Маджер подал с левого фланга на Жаири, а бразилец забил. Так «Байерн» был повержен, лидеры «Порту» — Паоло Футре, тот же Маджер — превратились в знаменитостей, а их наставник — в чрезвычайно востребованного специалиста.
Вообще-то и до венского триумфа в Португалии он был достаточно популярен. Разве может быть не популярен форвард, который семь лет (с 1969 по 1975 год) отыграл за «Бенфику», четырежды стал чемпионом страны, дважды —лучшим бомбардиром первенства и дважды приводил — уже в качестве наставника — «Порту» (его он возглавил в 1984 году) к титулу победителя первенства (третий титул с клубом он выиграл в 1990 году)? И разве может быть не популярной столь, так скажем, колоритная персона? Речь не о легендарных пышных усах, недавно им сбритых. Дело в том, что Жоржи до сих пор слывет едва ли не главным интеллектуалом среди тренеров. Он защитил диссертацию по филологии (его специали-зация — германистика), увлекается классической литературой, музыкой и живописью (особенно конца позапрошлого — начала прошлого веков), владеет несколькими иностранными языками — испанским, итальянским, французским, немного английским, писал стихи... В общем, неординарная личность. В конце концов, нечасто можно встретить футбольного тренера, готового вполне квалифицированно порассуждать об увиденном на выставке работ Шагала.
Еще руководителей клубов подкупал его какой-то совсем не южный темперамент. Жоржи редко увидишь беснующимся рядом с бровкой во время матча. Сам он любит говорить, что спокоен, потому что считает: спокойствие тренера должно передаваться футболистам. А характер тренера, кажется, передавался его командам. «Порту» конца 80-х в отличие от большинства португальских клубов, имея в своем составе незаурядных импровизаторов, действовал чрезвычайно гибко тактически. Мог, если требовала ситуация (так было, например, в киевском матче полуфинала), наступить на горло собственной песне и сыграть от обороны. Игровая дисциплина была в этой команде на высочайшем уровне, но импровизации технарей не мешала.
Все шло к тому, что у Жоржи будет блестящее продолжение карьеры. Но блестящим оно по большому счету не вышло — скорее просто хорошим. Ему предоставлялся шанс руководить сборными — Португалии в начале 90-х и Швейцарии в 1996 году. С обоими, в общем-то, ничего не получилось. С португальцами Жоржи не пробился на европейское первенство, со швейцарцами потерпел неудачу в финальном турнире.
Ему предоставлялся шанс поработать с сильными и амбициозными клубами. Самым сильным и амбициозным был «Пари Сен-Жермен», с которым португалец подписал контракт в 1991 году. Это сейчас французская лига котируется как пятая по силе в Европе, тогда боролась за право быть лучшей, и парижское назначение Жоржи можно оценить как весьма престижное.
А вот оценить итоги его работы с "ПСЖ" однозначно весьма затруднительно. С одной стороны, был Кубок страны в 1993 году, было чемпионство в 1994-м. С другой — владельцы клуба мечтали о победах в еврокубках, а там дальше полуфинала команда Жоржи не проходила. А ещё к португальцу во Франции приклеился ярлык оборонительного тренера. Журналистов возмущало, что, обладая такими ярчайшими звездами атаки, как Раи и Джордж Веа, команда многие матчи выигрывает со счетом 1:0. «Ну какой я защитный тренер, если сам был форвардом?!» — возмущался он. И однажды даже, устав от необоснованных, по его мнению, упреков, объявил репортерам бойкот.
И воспоминания у Жоржи от тех трех сезонов, проведенных в Париже, остались неоднозначные. «Понимаете, я из тех, кто ценит в игроках трудолюбие и убежден, что каждый должен выкладываться на поле на 100%. Так вот, во Франции думают, что звездам позволено недорабатывать. Я не мог с этим согласиться»,—говорил он водном из интервью, видимо подразумевая под одним из недорабатывавших футболистов Веа.
Потом, в 1998 году, он, уже поработав с «Бенфикой» и швейцарцами, вернется в «ПСЖ» (там тогда, кстати, играл его нынешний подопечный по ЦСКА Игорь Яновский). Возвращение триумфальным не выйдет — лишь девятое место в чемпионате, новые обвинения в оборонительном уклоне (для них на этот раз имелись чуть более веские основания: команда забивала маловато), отставка и скудные по им же установленным меркам приглашения — испанский «Тенерифе», голландский «Витесс», Саудовская Аравия, португальский аутсайдер «Академика», который при нем поднялся из зоны вылета... Что ж, в ЦСКА у Артура Жоржи будет шанс доказать, что говорить о его расставании с элитой тренерского корпуса Европы все-таки преждевременно.