ИБЕР Жак. (Jacques Ibert). Французский композитор. Родился 15.08.1890 в Париже (Франция). Умер 5.02.1962.
В 1911-1914 гг. занимался в Парижской консерватории у П. Видаля и Г. Форе (композиция). Во время первой мировой войны около трёх лет находился на фронте. В 1919 году окончил Парижскую консерваторию; получил Римскую премию (за кантату «Поэт и фея»). В 1920-1923 гг. жил в Италии, путешествовал по Испании, Тунису. Уже первые крупные сочинения, в том числе три симфонические картины «Гавани» (1922), симфоническая поэма «Баллада о Редингской тюрьме» (по О. Уайльду, 1922), балет «Встречи» (1925), опера «Анжелика» (1927), принесли композитору признание. В 1937-1955 гг. директор Французской академии (Вилла Медичи) в Риме. В 1955-1956 гг. руководитель национального объединения французских оперных театров. Член Института Франции (1956).В творчестве Ибера сочетаются неоклассические и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодическая свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. Ибер - мастер музыкального дивертисмента, лёгкой шутки.
Произведения:
оперы: «Персей и Андромеда» (1923) «Гонзаго» (1929) «Король Ивето» (1930) «Орлёнок» (по пьесе Э. Ростана, совместно с А. Онеггером, 1937)
балеты: «Диана де Пуатье» (хореография М. Фокина, 1934) «Любовные похождения Юпитера» (1946) «Странствующий рыцарь» (по роману Сервантеса «Дон Кихот», 1950) «Малютки Кардиналь» (1938)
для солистов, хора и оркестра: кантата (1919) «Елизаветинская сюита» (1944)
для оркестра: Рождество в Пикардии (1914) Гавани (Escales, 3 симфонические картины: Рим - Палермо, Тунис - Нефия, Валенсия, 1922) Феерическое скерцо (1925) Дивертисмент (1930) сюита «Париж» (1932) Праздничная увертюра (1942) Вакханалия (1956) для инструмента с оркестром - Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948) концерты (для флейты, 1934; для виолончели и духовых, 1925) камерное концертино (для саксофона, 1935);