ГВОЗДИКОВА Наталья Фёдоровна Родилась 7.01.1948 на станции Борзя Читинской области.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).
С 1971 г. - актриса Театра-студии киноактера.
Отец - Гвоздиков Фёдор Титович (1911 г. рожд.). Мать - Гвоздикова Нина Николаевна (1921 г. рожд.).
В 1967 году Наталья Гвоздикова поступила во ВГИК. Она училась в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой. На третьем курсе Наталья впервые появилась на экране в новелле Сергея Тарасова "Белые дюны" (1969).
По окончании ВГИКа в 1971 году Гвоздикова стала актрисой Театра-студии киноактера. Первой большой работой стала роль Светланы в детском фильме "Ох, уж эта Настя" (1971). В 1972 году актриса снялась в знаменитой "Большой перемене" режиссера Андрея Коренева. Она сыграла Полину - жену главного героя, учителя истории Нестора Петровича. В этом фильме Гвоздикова предстала перед зрителями жгучей брюнеткой, снявшись в парике.
Среди других ролей тех лет: роль Тони Сагайдачной в эпической военной драме Тимофея Левчука "Дума о Ковпаке", эпизодические роли Наташи и телефонистки в фильмах Василия Шукшина "Печки-лавочки" и "Калина красная". И все же это были не те роли, которые могли принести славу актрисе…
В 1973 году произошла встреча, изменившая жизнь Натальи. Ее пригласили пробоваться на главную женскую роль в фильме "Микрорайон" по роману Лазаря Карелина. Главную мужскую роль должен был играть Евгений Жариков. К тому времени он уже много снимался и был довольно известным актером. На его счету были роли в фильмах: "Снегурочка", "Иваново детство", "Три плюс два" и других.
Надо сказать, что Наталья к тому времени была замужем, но этот брак оказался неудачным. По словам актрисы, она уже тогда знала, что жить с прежним мужем не будет.
На пробы к фильму "Возле этих окон" Гвоздикова опоздала. Когда она пришла, Жариков ждал ее с недовольным видом. Вот как Наталья описывает их встречу: "Когда я вошла в комнату, Жариков уже был там, сидел с недовольным видом, нога на ногу, развалившись в кресле. При знакомстве он не встал, а так, знаете ли, слегка замешкался. И я сразу почувствовала к нему неприязнь, хотя особого повода, собственно, и не было. Это была наша первая встреча.
Закончилась она тоже не слишком многообещающе. Прежде чем начать работать, я прикинула время окончания съемок и, поняв, что домой своим ходом уже не доберусь, попросила после репетиции предоставить мне машину. Женя потом признался, что был поражен моими "претензиями": "Ну и принцесса! Еще студентка, а уже машину требует..." Проще говоря, после первой встречи между нами ничего, кроме взаимной неприязни, не возникло".
И все же им пришлось работать вместе. "Поначалу мы просто привыкли находиться вместе, затем, естественно, начали присматриваться друг к другу, - вспоминает Наталья. - Неприязнь со временем ушла, и даже, как ни странно, возникла некая обоюдная симпатия".
В 1974 году Григорий Кохан приступил к съемкам телевизионного 10-ти серийного фильма "Рожденная революцией". Гвоздикова и Жариков, отношения между которыми переросли в любовь, собирались пробоваться вместе. Но тут Наталья заболела, и Евгений отправился один. Его утвердили на главную роль. На роль его возлюбленной Марии тоже уже была претендентка. Но внезапно из Москвы пришло распоряжение - актрисе запретили сниматься по причине не совсем подходящей национальности.
Стали пробовать других актрис, и Евгений Жариков воспользовался этим. С Натальей они разыграли перед режиссером небольшой спектакль… Когда на пороге студии возникла слегка запыхавшаяся Гвоздикова, заявившая что она пришла на пробы, Евгений Жариков тут же воскликнул: "Григорий Романович, посмотрите, именно та, что нам нужна!".
Режиссер не о чем не догадался. А дальше… рассказывает Наталья Федоровна:
"Я ужасно нервничала - ничего не получалось. Это был настоящий кошмар, ужас! Даже заплакать не смогла, когда попросили. Сделали перерыв. Женя отозвал меня в сторону и говорит: "Ты когда-нибудь пользовалась на съемках нашатырным спиртом?" Я отвечаю: "Нет". "Сейчас не только ты, а вся съемочная группа зарыдает..." Возвращается из медпункта с флаконом нашатырного спирта. "Значит так, - по-хозяйски мне говорит, - налей нашатырь в носовой платок, крепко зажми и держи, чтобы спирт не выдохся. Когда будет нужно заплакать, поднесешь платок к носу, вдохнешь поглубже - и пойдет как по маслу."
Стоит ли описывать, что произошло дальше? На пробе у меня перехватило дыхание, глаза вылезли из орбит... Текст я продолжала говорить на полном автопилоте. Ну, думаю, все, погибла!.. А режиссеру Григорию Кохану, представьте себе, мой "столбняк" понравился. И меня утвердили".
На пробах Евгений сделал Наталье предложение. Из-за съемок у них не было медового месяца. Свадьбы тоже как таковой не было. Молодых отпустили со съемок на пару дней в Москву - расписаться. Брат Евгения - военный - отвез их в ЗАГС и обратно на дребезжащем армейском "газике". С тех пор Евгений и Наталья неразлучны.
Роль Марии Кондратьевой стала звездным часом Натальи Гвоздиковой, сделала ее в один миг всенародно-любимой актрисой. В то же время эта роль закрепила за ней некоторые стереотипы. К примеру, ее героиня в фильме отлично владела французским языком, хотя на самом деле Гвоздикова его совершенно не знала. Но в дальнейшем в кино ее этот язык постоянно преследовал. Режиссеры, убежденные в ее способностях постоянно вставляли в ее роли хотя бы одну маленькую фразу.
А однажды и вовсе пришлось играть на французском. Наталья Федоровна вспоминает: "Молодому польскому режиссеру Роберту Глински понадобилась русская актриса, которая должна была сыграть дворянку. Говорить по-французски требовалось практически весь фильм. И кто-то ему ляпнул, что Наталья Гвоздикова знает французский язык. Мнепозвонили и скромно спросили - смогу ли я сказать пару фраз по-французски. Я ответила, мол, конечно, нет проблем. Когда же мне дали сценарий, я пришла в ужас - столько там было текста. Слава Богу, что сын - лингвист. Федор мне все перевел, поставил произношение. Днем и ночью слова учила, измучилась вся! Везде висели листки - в ванной, в коридоре, на столе... А на съемках Роберт сказал, что я слишком хорошо говорю по-французски, надо бы похуже. Самое обидное, что этого фильма я так и не видела...".
После сериала "Рожденная революцией" Наталья Гвоздикова много и интересно снималась. Она продолжила съемки в фильме "Дума о Ковпаке", сыграла роль Тони в криминальной драме "Опасные друзья". Героини, которых приходилось играть Наталье Гвоздиковой, практически всегда были воплощением положительного образа. Но иногда бывали и исключения. В психологической драме "Ночь самоубийцы" актриса сыграла, как она сама выразилась, "жуткую сволочь-милиционершу".
С середины 80-х Гвоздикова, в отличие от своего мужа, снимается в кино все реже. Наталья Федоровна признается: "Был период, чего скрывать - раздражалась, сердилась, ворчала: как это его приглашают, а меня нет. В общем, сама себе портила жизнь, чего-то все накручивала себя. Но потом смогла в себе это подавить, и не просто подавить - исключить. Конечно, я не могу сказать, что засыпана предложениями, но все равно от некоторых ролей пришлось отказаться. Предлагают в основном криминальные сериалы, но после "Рожденной революцией"... Пустое мелькание мне ни к чему. Ни денег приличных, ни интереса, а должно быть хотя бы что-то одно".
Вот уже более тридцати лет Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков живут вместе. Было время, когда их называли самой красивой парой Советского Союза. Как признается сама актриса, были моменты, когда они находились в шаге от развода. И все же любовь и уважение друг к другу оказывалось сильнее.
Сын Натальи Федоровны и Евгения Ильича Федор к актерской профессии не имеет никакого отношения. Он закончил иняз, получил офицерское звание и стал переводчиком.
Заслуженная артистка РСФСР (1984). Народная артистка России.
призы и награды Лауреат Государственной премии СССР.
роли в кино 2009 Однажды будет любовь :: Елена Васильевна - мать Николая 2005 Парни из стали :: Валентина 2003 За тридевять земель :: Лена Степанна 1997 Ночь желтого быка (Туркмения) 1995 Барышня - крестьянка 1992 То, что важнее всего | Wszystko со najwazniejsze (Великобритания, Казахстан, Польша) 1991 Ночь самоубийцы. Актриса сыграла, как она сама выразилась, "жуткую сволочь-милиционершу". 1988 Шурави 1986 Турксиб :: Ксения 1986 Тайны мадам Вонг :: бортпроводница 1984 Тихие воды глубоки :: мама Миши 1983 Семь часов до гибели :: Ирина Шульгина - жена 1981 Любовь моя вечная :: Клавдия Грибова 1979 Опасные друзья :: Таня 1979 Мой генерал :: мать Антона 1978 Последний шанс :: Лариса Леонидовна 1976 Преступление :: Светлана 1974-1977 Рожденная революцией :: Мария Кондратьева :: главная роль - до замужества Кораблёва 1974 Потому что люблю :: Вера 1974 Калина красная :: телефонистка 1973-1976 Дума о Ковпаке :: Тоня Сагайдачная - 1976 Карпаты, Карпаты... - 1975 Буран - 1973 Набат (часть сцен озвучена другой актрисой) 1973 За облаками - небо :: Нюся 1973 Возле этих окон... :: Нина Лагутина :: главная роль - приемщица ателье 1973 Берега :: Наташа 1972 Печки-лавочки :: Наташа - студентка-стройотрядовка 1972 Петр Рябинкин 1972 Большая перемена :: Полина Иванченко - аспирантка 1971 Ох, уж эта Настя! :: Света Рябинина - сестра 1970 Город первой любви 1969 У озера :: эпизод 1969 Белые дюны (короткометражный)