Пятница, 19.04.2024, 19:18
Даты рождения
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Изобразительное искусство [4]
Кино, театр, телевидение, цирк [36]
Литература, поэзия [8]
Балет [0]
Джаз [11]
Классическая музыка (композиторы и музыканты) [54]
Зарубежная поп- и рок-музыка [9]
Наука, открытия, изобретения [10]
Политика, история, бизнес, религия, герои [40]
Спорт (разные виды) [43]
Футбол [525]
Хоккей [86]
Бокс [23]
Баскетбол [0]
Теннис [0]
Шахматы [5]
Автоспорт (Формула 1) [5]
Модели и модельеры [1]
Порно актёры, актрисы, режиссёры [11]
Фигурное катание [86]
Гимнастика [0]
Спорт (лыжи, коньки, сани) [209]
Борьба [0]
Фехтование [0]
Лёгкая атлетика [0]
Тяжёлая атлетика [0]
Мореплаватели, путешественники [3]
Космонавты, астронавты [0]
Статьи на разные темы [33]
Друзья, знакомые, родственники [0]
Шансон, барды [0]
Классическая музыка (певцы) [6]
Советская и российская эстрада [14]
Форма входа
Главная » 2010 » Апрель » 29 » ГЛЮК Кристоф Виллибальд
22:35
ГЛЮК Кристоф Виллибальд

Кристоф Виллибальд Глюк



КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК (Gluck)
(2 VII 1714, Эрасбах, Бавария - 15 XI 1787, Вена)
Немецкий композитор.


Простота, правда и естественность - вот три великих принципа
прекрасного во всех произведениях искусства.
К. В. Глюк

К. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы "Орфей" предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени. Глюк прожил удивительную жизнь, целиком посвятив себя музыкальному театру.

Глюк родился в семье лесничего. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям старшего сына. Поэтому еще подростком Глюк уходит из дома, странствует, мечтает получить хорошее образование (к этому времени он окончил иезуитскую коллегию в Коммотау). В 1731 г. Глюк поступил в Пражский университет. Студент философского факультета много времени отдавал музыкальным занятиям - брал уроки у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Якова. Странствия в окрестностях Праги (Глюк охотно играл в бродячих ансамблях на скрипке и особенно любимой виолончели) помогли ближе познакомиться с чешской народной музыкой.

В 1735 г. Глюк, уже сложившийся профессиональный музыкант, едет в Вену и поступает на службу в капеллу графа Лобковица. Вскоре итальянский меценат А. Мельци предложил Глюку место камер-музыканта придворной капеллы в Милане. В Италии начинается путь Глюка как оперного композитора; он знакомится с творчеством крупнейших итальянских мастеров, занимается композицией под руководством Дж. Саммартини. Почти 5 лет продолжался подготовительный этап; лишь в декабре 1741 г. в Милане с успехом была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс" (либр. П. Метастазио). Глюк получает многочисленные заказы из театров Венеции, Турина, Милана и в течение четырех лет создает еще несколько опер-seria ("Деметрий", "Поро", "Демофонт", "Гипермнестра" и др.), которые принесли ему известность и признание у достаточно искушенной и требовательной итальянской публики.

В 1745 г. композитор гастролировал в Лондоне. Сильнейшее впечатление произвели на него оратории Г. Ф. Генделя. Это возвышенное, монументальное, героическое искусство стало для Глюка важнейшим творческим ориентиром. Пребывание в Англии, а также выступления с итальянский оперной труппой братьев Минготти в крупнейших европейских столицах (Дрездене, Вене, Праге, Копенгагене) обогатили запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом "Золотой шпоры". "Кавалер Глюк" - это звание так и закрепилось за композитором. (Напомним о прекрасной новелле Т. А. Гофмана "Кавалер Глюк".)

Новый этап жизни и творчества композитора начинается с переездом в Вену (1752), где Глюк вскоре занял пост дирижера и композитора придворной оперы, а в 1774 г. получил звание "действительного императорского и королевского придворного композитора". Продолжая сочинять оперы-seria, Глюк обращается и к новым жанрам. Французские комические оперы ("Остров Мерлина", "Мнимая рабыня", "Исправленный пьяница", "Одураченный кади" и др.), написанные на тексты известных французских драматургов А. Лесажа, Ш. Фавара и Ж. Седена, обогатили стиль композитора новыми интонациями, композиционными приемами, ответили потребностям слушателей в непосредственно жизненном, демократическом искусстве. Большой интерес представляет работа Глюка в жанре балета. В сотрудничестве с талантливым венским хореографом Г. Анджолини был создан балет-пантомима "Дон-Жуан". Новизна этого спектакля - подлинной хореографической драмы - определяется во многом характером сюжета: не традиционно сказочного, аллегорического, но глубоко трагедийного, остро конфликтного, затрагивающего вечные проблемы человеческого бытия. (Сценарий балета написан по пьесе Ж. Б. Мольера.)

Важнейшим событием в творческой эволюции композитора и в музыкальной жизни Вены явилась премьера первой реформаторской оперы - "Орфей" (1762), Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либр., единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды - эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. В ариях Орфея, в знаменитом соло флейты, известном также в многочисленных инструментальных вариантах под названием "Мелодия", раскрылся оригинальный мелодический дар композитора; а сцена у врат Аида - драматический поединок Орфея и фурий - осталась замечательным образцом построения крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития.

За "Орфеем" последовали еще 2 реформаторские оперы - "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена" (1770) (обе на либр. Кальцабиджи). В предисловии к "Альцесте", написанном по случаю посвящения оперы герцогу Тосканскому, Глюк сформулировал художественные принципы, которыми руководствовался во всей творческой деятельности. Не найдя должной поддержки у венской и итальянской публики. Глюк отправляется в Париж. Годы, проведенные в столице Франции (1773-79), - время наивысшей творческой активности композитора. Глюк пишет и ставит в Королевской академии музыки новые реформаторские оперы - "Ифигения в Авлиде" (либр. Л. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), "Армида" (либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", 1777), "Ифигения в Тавриде" (либр. Н. Гнияра и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779), "Эхо и Нарцисс" (либр. Л. Чуди, 1779), перерабатывает "Орфея" и "Альцесту", сообразуясь с традициями французского театра. Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшие эстетические дискуссии. На стороне композитора - французские просветители, энциклопедисты (Д. Дидро, Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер, М. Гримм), приветствовавшие рождение истинно высокого героического стиля в опере; его противники - приверженцы старой французской лирической трагедии и оперы-seria. Стремясь поколебать позиции Глюка, они пригласили в Париж итальянского композитора Н. Пиччинни, пользовавшегося в то время европейским признанием. Полемика между сторонниками Глюка и Пиччинни вошла в историю французской оперы под названием "войны глюкистов и пиччиннистов". Сами же композиторы, относившиеся друг к другу с искренней симпатией, остались вдалеке от этих "эстетических баталий".

В последние годы жизни, прошедшие в Вене, Глюк мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Ф. Клопштока "Битва Германа". Однако тяжелая болезнь и возраст препятствовали осуществлению этого плана. Во время похорон Глюкз в Вене исполнялось его последнее произведение "De profundls" ("Из бездны взываю...") для хора и оркестра. Этим своеобразным реквиемом дирижировал ученик Глюка - А. Сальери.

"Эсхилом музыки" назвал Глюка страстный поклонник его творчества Г. Берлиоз. Стилистика музыкальных трагедий Глюка - возвышенная красота и благородство образов, безупречность вкуса и единство целого, монументальность композиции, опирающейся на взаимодействие сольных и хоровых форм, - восходит к традициям античной трагедии. Созданные в эпоху расцвета просветительского движения накануне Великой французской революции, они ответили потребностям времени в большом героическом искусстве. Так, Дидро писал незадолго до приезда Глюка в Париж: "Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию... на лирической сцене". Поставив своей целью "изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус", Глюк создает спектакль, в котором все компоненты драматургии логически целесообразны и выполняют определенные, необходимые функции в общей композиции. "...Я избегал демонстрировать нагромождение эффектных трудностей в ущерб ясности", - сказано в посвящении "Альцесты", - "и я не придавал никакой цены открытию нового приема, если таковой не вытекал естественно из ситуации и не был связан с выразительностью". Так, хор и балет становятся полноправными участниками действия; интонационно выразительные речитативы естественно сливаются с ариями, мелодика которых свободна от излишеств виртуозного стиля; увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия; относительно законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены и т. д. Направленный отбор и концентрация средств музыкально-драматической характеристики, строгое соподчинение всех звеньев большой композиция - вот важнейшие открытия Глюка, имевшие огромное значение как для обновления оперной драматургии, так и для утверждения нового, симфонического мышления. (Расцвет оперного творчества Глюка приходится на время интенсивнейшего развития крупных циклических форм - симфонии, сонаты, концепта.) Старший современник И. Гайдна и В. А. Моцарта, тесно связанный с музыкальной жизнью и художественной атмосферой Вены. Глюк, и по складу творческой индивидуальности, и по общей направленности исканий примыкает именно к венской классической школе. Традиции "высокой трагедии" Глюка, новые принципы его драматургии получили развитие в оперном искусстве XIX в.: в творчестве Л. Керубини, Л. Бетховена, Г. Берлиоза и Р. Вагнера; а в русской музыке - М. Глинки, исключительно высоко ценившего Глюка как первого среди оперных композиторов XVIII в.

И. Охалова
Категория: Классическая музыка (композиторы и музыканты) | Просмотров: 825 | Добавил: Jackus1964 | Теги: музыка | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright Евгений Н. © 2024