ХОКИНС ДЭЙЛ (Hawkins Dale) (полное имя Хокинс Делмар Аллен, Delmar Allen) (р. 22 августа 1938, Голдмайн, Луизиана), американский гитарист, певец, автор песен, аранжировщик и продюсер.
Хотя с формальной точки зрения он не сделал шумной карьеры в шоу-бизнесе, его влияние на развитие рок-н-ролла достаточно велико. Он создал уникальный стиль, в котором смешал элементы рок-н-ролла, кантри и блюза, чем послужил источником вдохновения для множества музыкантов 1960-х и 70-х годов. Целая когорта гитаристов — от Скотти Мура до Джона Фогерти — выросла на его песнях, одна из которых, Susie Q., принадлежит к числу самых знаменитых хитов в истории рок-н-ролла.
Дэйлу было три года, когда родители развелись и он оказался на крайнем Юге США, на хлопковых плантациях, и с детства слышал блюзы и каджун. В одиннадцать лет Дэйл ушел из дому и до своего восемнадцатилетия успел переменить множество профессий: разносил газеты, торговал пластинками, был землекопом, диджеем на радиостанции KWKH в Шривпорте и служил в морской пехоте. В 1956, услышав по радио See You Later Alligator в исполнении Билла Хэйли, он сочинил и собственноручно записал у себя на радио своеобразную пародию на нее: See You Soon, Baboon. Запись отличал звучавший весьма специфически голос с могучей реверберацией.
В том же году песня достигла ушей братьев Чесс, которые предложили Хокинсу контаркт с их лэйблом Checker, что было довольно удивительно, поскольку Chess/Checker выпускали преимущественно черный ритм-энд-блюз, а Хокинс играл скорее рокабилли. Как бы то ни было, уже осенью 1957 он сделал хит (№ 27) с оригинальной версией Susie Q.: чисто блюзовый ритм плюс классическое рокабильное соло на гитаре, которое сыграл тогдашний гитарист его оркестра Джеймс Бертон (James Burton), и ковбелл в качестве перкуссии. (Трогательная легенда гласит, будто песня была сочинена о семилетней дочке другого бэндлидера, Арта Куатро, однако достоверных свидетельств того, что они вообще были знакомы, нет). До начала 60-х годов Хокинс записал в аналогичной манере еще дюжину синглов, в том числе La-Do-Dada (№ 32, 1958), A House, A Car And A Wedding Ring (№ 88, 1958), Class Cutter/Yeah Yeah (№ 52, 1959), My Babe и Liza Jane. В тот же период через его оркестр прошли последовательно Фред Картер-младший (в 60-е годы один из творцов «нэшвиллского звучания»), Карл Адамс, Кенни Паулсон (гитарист Фредди Кэннона), уже упоминавшиеся Джеймс Бертон и Скотти Мур (в разное время игравшие с Элвисом), Рой Бьюкенен и многие другие. Оркестр много гастролировал, несколько раз пересек США от побережья до побережья и пользовался большим спросом на Юге и Юго-Западе, хотя удачных записей у них больше не было.
В конце 1961 г. Дэйл Хокинс расстался с Chess и большую часть следующего десятилетия провел, работая на студиях как аранжировщик и продюсер: ему, в частности, были обязаны своим успехом певец Брюс Чэннел ( Hey! Baby) и техасская поп-психоделическая группа THE FIVE AMERICANS ( Western Union, Do It Again A Little Bit Slower). Сам же он время от времени выпускал случайные синглы на Roulette (его неожиданный экскурс в твист), Tilt, Zonk, Atlantic и ABC-Paramount. В конце 60-х годов он осел в Тайлере, Техас, и регулярно сотрудничал с местной студией. Когда в 1968 CREEDENCE взлетели на 11-ю строчку национальных чартов с почти идентичной оригиналу версией Susie Q., масс-медиа снова вспомнили о Хокинсе, а его карьера испытала новый толчок. На рубеже 70-х годов он записал в Нэшвилле для фирмы Bell несколько альбомов, над которыми с ним работал продюсер THE BOX TOPS Дэн Пенн. Первый из них, в 1969 г., имел симптоматичное название L.A., Memphis And Tyler, Texas.
Дискография:
Dale Hawkins (CHESS, 1957) Oh! Susie Q. (CHESS, LP, 1958) Let's All Twist At The Peppermint Lounge (ROULETTE, 1962) The Best Of Dale Hawkins (ROULETTE, 1963) LA, Memphis And Tyler, Texas (BELL, 1969) Dale Hawkins (BELL, 1970) Oh Susie Q. — The Best Of Dale Hawkins (CHECKER, 1973)